Количество форматов переходит в качество
24 ноября 2023 г.В начале ноября был опубликован перечень поручений Президента по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, среди которых есть поручение «обеспечить до 2030 года реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию уязвимых на рынке труда категорий граждан, ... в отношении которых в настоящее время реализуется обучение в рамках национального проекта „Демография“». Это значит, что либо сам проект «Содействие занятости», либо новые подобные проекты буду реализовываться для дальнейшей стабилизации рынка труда в стране.
Мы регулярно говорим о достижениях ТГУ как федерального оператора «Содействия занятости» и, так называемых, «побочных позитивных эффектах» проекта в виде новых отечественных образовательных LMS-систем (Odin), новых IT-инструментов (платформа «РосНавык»), усиления практико-ориентированности основных программ вузов, расширения сетевого взаимодействия. Такая масштабная работа, в которую вовлечены тысячи людей и десятки вузов, требует не менее масштабного административного сопровождения и пристального контроля качества.
Михаил Шепель, директор ИДО и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, рассказал о системе контроля качества реализации программ в рамках «Содействия занятости» и о проблемах, требующих особенного внимания в контексте онлайн-образования:
Когда говорят о качестве образования в ДПО, особенно в части «Содействия занятости», то в первую очередь дискуссия идет вокруг формата обучения. Есть достаточно популярное мнение, что онлайн — это какое-то «недообучение». Вот офлайн — это настоящее образование хорошего качества. Мы с этим категорически не согласны. Если напрямую, механически переносить в ВКС-систему практику офлайн-обучения, не продумывать специально форму и содержание, не готовить преподавателей к онлайн-коммуникации, то да, весь процесс будет неэффективным. Сложно удержать аудиторию без специально созданных интерактивных материалов, полезного и интересного предзаписанного контента, проработанных форм самостоятельной работы и других технологий, используемых сегодня в онлайн.
Кстати, в офлайне есть свои слабые стороны, например, сложно проконтролировать, прошло ли занятие вообще и не нарушилось ли расписание; сколько присутствовало слушателей и как преподаватель отработал материал. По сути офлайн — это очень закрытая система. О том, как прошло занятие, знают только сам преподаватель и те, кто присутствовал не нем.
Поэтому нужен баланс. Мы придерживаемся позиции, что все формы взаимодействия со слушателями (онлайн, офлайн и смешанный формат) в рамках реализации образовательной программы применяются, в зависимости от ситуации. Например, есть определенные навыки и компетенции, которые невозможно поставить онлайн.
Мы настаиваем на необходимости сохранения минимального цифрового следа даже в офлайн-формате: должна происходить защита практической работы с видеозаписью этого материала, чтобы можно было отследить результаты практических занятий, посмотреть, чему научились выпускники.
Что касается контроля качества самого курса, а также действий студентов в онлайн-среде, то здесь мы предлагаем два контура контроля и два типа цифрового следа:
Второй момент, на котором бы хотелось остановиться, связан с созданием определенных стандартов качества онлайн-программ. Мы разработали требования к таким стандартам и без соответствия им не допускаем программы к реализации, контролируя их соблюдение в нашей единой LMS-среде. Таким образом отслеживается цифровой след студента, преподавателя, смотрим контент и так далее.
Есть вещи, от которых мы категорически отказались в онлайн-среде. Это касается дистанционного обучения без преподавателей в режиме «записанная лекция + тест»; формального тестирования в качестве итоговой аттестации; нагрузки на слушателей более 4 часов в день, включая самостоятельную работу.
Качество реализации образовательных программ очень сильно зависит и от того, насколько четко происходит сопровождение слушателей на том или ином этапе не только преподавателями, но и модераторами, тьюторами, кураторами.
Все требования закреплены нашим локальным актом, но мы используем эти стандарты и как федеральный оператор проекта «Содействие занятости».
Проблема контроля качества образования становится всё более актуальной из-за расцвета в интернете инфо-бизнеса сомнительного качества. В этой сфере вращаются миллиарды, а того самого контроля нет. Депутаты Госдумы уже ставят вопрос сертификации онлайн-курсов для того, чтобы оградить людей от некачественного инфо-продукта, и это показывает, что проблема качества в онлайн-образовании выходит за рамки ДПО в вузах и, тем более, за рамки реализации «Содействия занятости». Мы как федеральный оператор готовы сегодня предложить конкретные стандарты и протестировать их в федеральном проекте «Содействия занятости», распространив опыт на других участников проекта.
Соответствие стандартам — это не просто требование, а вопрос культуры поведения всех участников (вузов, преподавателей, слушателей) и конкуренции (если хочешь участвовать в проекте, то нужно им соответствовать).
Конечно, бывают и частные случаи нарушения наших требований, мы о них узнаём и стараемся принимать меры. Чтобы этого не случалось, проводится отбор организаций, собирается обратная связь об их работе от слушателей и работодателей, что является основанием для участия или неучастия в проекте данной организации в следующем сезоне. Порядка 10% организаций по итогам полугодия или по итогам года не проходят в следующий сезон из-за несоответствия стандартам или большого количества жалоб от слушателей. Должен заметить, что обращение граждан — это очень мощный инструмент работы с качеством реализации проекта: официальные обращения поступают к нам как к федеральному оператору (форма обратной связи есть в LMS-системе Odin и в CRM-системе Flow), в Роструд и Минтруд. На основании результатов обратной связи выстраивается внутренний рейтинг всех образовательных организаций.
Важную роль играют и обратная связь от работодателей (она показывает, насколько программа ориентирована на реальный сектор), и показатель трудоустройства после завершения обучения.
Таким образом, мы видим, что контроль качества образования не связан с эмоциональной оценкой, основанной на субъективном представлении слушателей о том, как их должны учить. Контроль качества — это экспертная оценка соответствия конкретным стандартам и показателям, с которыми мы очень тщательно работаем и используем, в том числе, для развития проекта «Содействие занятости».